Родился в деревне Хальч Ветковской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии в 1872 году.
Родители:
Отец – Коробушкин Василий Исаакович;
Мать – Коробушкина Евдокия или Мария.
Жена – Коробушкина (Левшунова) Арина (Ирина) Тарасовна (1873).
Дети:
Коробушкин Иван Минович (1900);
Коробушкин Михаил Минович (ок. 1906);
Коробушкин Герасим Минович (1908);
Коробушкина Соня Миновна (ок. 1910);
Коробушкина Вера Миновна (1913);
Коробушкин Григорий Минович (1914);
Коробушкина Люба Миновна (1916).
Текст, который помещён ниже, основан на рассказах родителей и предположениях. А предположения постараюсь основывать на документах, которые либо имеются в моём распоряжении, либо найдены в сети интернет.
Мина родился в 1872 году. О том, чем он занимался в период от рождения до возраста в 20 лет, можно только догадываться. Очевидно, рос, работал, помогал родителям по хозяйству, как и все деревенские дети. Возможно, учился, но это маловероятно, так как школы в то время даже в Ветке были только еврейские.
На 20-летнем его возрасте надо остановиться. В XVIII веке подданных Российской империи согласно «Уставу о воинской повинности» от 1872 года призывали в армию после того, как им исполнялось 20 лет (ст. 11 и 14 «Устава…»). Отсюда вытекает, что в этот срок, то есть в 1892 или в 1893 году, Коробушкин Мина был призван на службу в Русскую императорскую армию. Служили в то время в сухопутных войсках 15 лет, «…из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе…» (ст. 17 «Устава…»).
Текст «Устава…» можно посмотреть здесь:
https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/ustav_o_voinskoy_povinnosti_1874
Служил 6 лет, приблизительно до 1899 года, в артиллерии. Правда, неясно какой? Не исключено, что в конной. О том, в какой местности проходил он службу, нет сведений. По окончании службы у него было воинское звание старший унтер-офицер (младший командный состав, соответствующий сержантскому составу современной армии), род войск – артиллерия.
В 1899 году Мина Васильевич закончил срочную службу, был демобилизован, вернулся в Хальч и женился. Это можно утверждать со 100%-й уверенностью, потому, что в 1900 году у него родился сын Иван.
Далее. Если к 1892 году прибавить 15 лет, то получится 1907 год. Приблизительно в это время он должен был освободиться от воинской службы в ополчении. Было ему тогда 35 лет. Но в «Уставе…», (ст. 36) указано, что: «…Государственное ополчение (ст. 5) составляется из всего не числящагося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужскаго населения, от призывного (ст. 11) до сорока-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенныя из запаса армии и флота…». Из этого вытекает, что от ополчения он был освобожден в 40 лет, то есть в 1912 году. На последних двух датах останавливаюсь потому, что в 1914 году началась война с Германией, в которой Мина Васильевич не участвовал. Очевидно, потому, что был освобождён от ополчения.
Когда случилась февральская, а затем и октябрьская революции 1917 года, ему было 45 лет. Отношение Мины Васильевича к этим событиям можно охарактеризовано одной, но ёмкой фразой, содержащейся в «постановлении о предъявлении (ему, об этом ниже) обвинения»: «…необходимо рабочим и крестьянам подчиняться всякой власти, какая бы она ни была, буржуазная или пролетарская, так как всякая власть от Бога…».
Ничего хорошего Великая Октябрьская социалистическая революция ему не принесла.
В 1923 году его судили за отказ от военной службы. Первый раз. Тогда ему был 51 год. Не исключено, что сам факт отказа от службы имел место быть раньше, во время Гражданской войны. Но судили его именно в 1923 году (см. ниже, анкету).
Пока не могу разобраться, как и почему это произошло. Согласно действовавшим в то время законам, а именно «Декрету об обязательной воинской повинности для всех граждан Р.С.Ф.С.Р. мужского пола» от 28 сентября 1922 года, в армию призывали в возрасте от 20 до 40 лет. Вот цитата из книги «Рабоче-крестьянская Красная армия», выпущенной в 1922 году и размещенной на сайте «Рабоче-крестьянская Красная армия»: «Поэтому все трудящиеся в возрасте от 20 до 40 лет считаются военнообязанными. А в случае серьезного военного положения Республики, при крайней необходимости В. Ц. И. К. может призвать в ряды армии граждан старше 40 и моложе 20 лет. Когда нет серьезной войны, в мирное время, Советской власти нет необходимости содержать большую армию, и поэтому Советская власть из года в год призывает только молодых граждан 20 лет…».
Ссылка на сайт РККА и цитату:
http://rkka.ru/docs/real/rkka/main.htm#s6
Какой срок получил Мина Васильевич в 1923 году, неизвестно. Лет пять, наверное. Или три. Неясно. Известно только, что он отбыл это наказание и был освобожден, а произошло это до 1928 года.
В 1928 году Мина Васильевич был в числе проповедников Евангельских христиан баптистов (ЕХБ). При этом неясно, когда он стал евангелистом.
В 1907 году, как утверждается в истории Гомельской церкви ЕХБ, именно жители Хальча, штундисты Приходько Наум и Самсон Борисовичи принесли на гомельщину эту веру. Церковь добилась регистрации в 1912 году. В 1920-е годы была относительная свобода проповедей, активно распространялось евангелие, собирались большие аудитории слушателей. Получается, что приблизительно в эти годы обратился в веру и Мина Васильевич? Вероятно, он знал братьев Приходько, или не знал, неважно. Но он тоже стал проповедником. На сайте гомельских христиан-баптистов в разделе «история» есть упоминание о том, что «…проповедниками в Гомельской церкви в то время (1928 год – ред.) трудились братья: …Коробушкин Мина Васильевич…».
Ссылка:
https://gomel.baptist.by/our-team/istorija-cerkvi/
В период с 1928 по 1931 год Мина Васильевич был на своем хозяйстве, а также занимался пресвитерской деятельностью.
В 1931 году его снова судили. Второй раз. Дело было возбуждено Гомельским отделом ГПУ БССР, а обвинялся он на этот раз в «организации нелегального контрреволюционного совещания и организации антисоветской сектантской группировки» (из постановления о предъявлении обвинения - ред.).
Ниже размещены документы из уголовного дела на Мину Васильевича.
Их в конце 1980-х, когда это стало возможным, собрал его сын – Коробушкин Григорий Минович (мой отец). Собрал то, что смог, в архивах КГБ Белоруссии. В других архивах, в частности МВД, этого сделать не удалось. Он же добился реабилитации Мины Васильевича. Качество копий документов не очень хорошее, поэтому ниже воспроизводится текст, который в них содержится. Орфография и пунктуация максимально сохранены.
Прежде, чем перейти к документам, необходимо заметить, что Мина Васильевич во время следствия намеренно исказил свою фамилию, изменил её на «Коробушко». Наверное, в надежде, что его родственники и дети вслед за ним не будут подвергнуты репрессиям. Не указал в анкете всех своих детей. В частности, в анкете нет сына Михаила, который служи в то время в Красной Армии, а также дочери Сони, которая вышла замуж за офицера Красной Армии и жила в Ленинграде.
Первый документ – анкета.
Заполняется четко и разборчиво, лицом, ведущим следствие
АНКЕТА
Для арестованных, числящихся за Гомельским Отделом ГПУ БССР.
1. Фамилия, имя и отчество Коробушко Мина Васильевич
2. Гр-н какого государства СССР
3. Национальность Белорус
4. Возраст 59 лет, родился в 1872 году
5. Место рождения Гомельского округа Ветковского р-на Хальчанского с/совета Хальч деревни
6. Место жительства пред арестом д. Хальч Ветковского р-на
7. Место службы и должность свое с/х. Хлебороб и пресвитер Сивенской общины еванг.
8. Основная профессия Хлебороб
9. Бывшее сословие из кр-н
10. Образование: общее, неграмотный, малограмотный, низшее, среднее, высшее (подчеркнуть)
Специальное (указать когда и какое учебное заведение окончил или учился) нет
11. Партийность (указать в какой партии состояли, или состоите, время вступления и выхода) б/п
12. Состоял ли под судом или следствием судим за отказ от военной службы в 1923 г.
13. Какое положение занимает в семье (глава или член семьи)
14. Состав семьи, место жительства и место работы каждого члена (отца, матери, детей, мужа, жены, братьев, сестер):
№ | Степень родства |
Фамилия, имя и отчество |
Воз- раст |
Место работы, профессия и должность |
Место жительства (адрес) |
1 | жена | Ирина | 58 | дома | д. Хальч |
2 | сын | Иван | 31 | дома | д. Хальч. инвалид |
3 | сын | Герасим | 23 | дома | д. Хальч |
4 | сын | Григорий | 19 | дома | д. Хальч |
5 | дочь | Вера | 19 | дома | д. Хальч |
6 | дочь | Любовь | 15 | дома | д. Хальч |
15. Количество членов семьи: трудоспособных 3 чел., нетрудоспособных, состоящих на Вашем иждивении – человек.
16. Род занятий и место службы до 1917 г. дома на своем с/хозяйсвте
с 1917 по 1921 г. тоже дома
с 1922 г. По настоящее время тоже
17. Где был и что делал во время немецкой оккупации дома на своем с/хозяйстве
Тоже при польской оккупации тоже
19. Служба в армиях: в старой армии: чин Ст. унтер офицер род оружия или специальность артиллерия
в белых армиях: чин нет род оружия или специальность
в какой белой армии служил –
в Красной армии: должность нет
сколько времени служил –
Отношение к воинской повинности в данное время снят с учета
Служит ли кто из членов семьи и близких родственников в данное время в Красной армии, в какой части, его фамилия, имя, отчество и степень родства никто не служит
Избирался ли в с/совет и другие общественные организации нет
Тоже члены семьи нет
Жил ли за границей, где, когда и время возвращения в СССР нет
Тоже о членах семьи нет
Лишался ли избирательных прав, за что и пользуется ли теперь правом голоса лишен как пресвитер ев. Общины
Имущественное положение:
До революции: пахоты – 4,5 га, лошадей – 1, коров – 1, свиней – 1
В настоящее время: пахоты – 5 га, сенокоса – 2 га, лошадей – 1, жеребят – 1, коров – 1, свиней – 2.
Пользовался ли наемным трудом нет
Наличие производственных единиц (фабрики, заводы, мельницы, маслобойки, сук…валки, магазины, ларьки, племенные производители и т. п.).
до революции нет
в настоящее время нет
Наличие: а) домов, надворных построек (указать какие именно и на какую сумму застрахованы) дом, сарай, гумно 1/3 и проч. всего на сумму около 15 р.
б) сельхозмашин молотилка ¼, веялка ¼.
29. Имеются ли побочные заработки, какие, на какую сумму и где нет
30. Сумма налога и форма обложения (индивидуально, с процентной надбавкой, в общем порядке) за последние 3 года: в 1928/29 ок. 25 р. в 1929/30 тоже в 1930/31 35 р. в общем порядке
31. За что индивидуально обложен –
32. Состояние здоровья: а) Ваше удовлетв. б) лиц, состоящих на Вашем иждивении один сын инвалид туберкулез ноги
33. Когда арестован 19 мая 1931 г.
34. Кем арестован уполном. ГПУ
35. Примечание арестованного: средний рос с проседью волос и бороды
Подпись анкетируемого М. Коробушко
ПРИМЕЧАНИЕ: (В примечании представители сельсовета и лицо, ответственное за составление анкеты отмечает неправильности сведений указанных анкетируемым. Примечание может быть продлено на отдельном листе с приложением документальных обоснований и обязательной карточки посемейных списков).
Подписали: Лицо, ответств. За составл. анкеты (есть подпись)
Представитель сельсовета (нет подписи)
Приложение: Документы в обоснование данных в анкете на « » листах.
17 июня 1931 г.
Следующий документ – справка из сельсовета. Орфография максимально сохранена.
Ветковскому Р.ВК
Справка
1931 г.
О социально-имущественном положении гр-на с. Хальч Коробушкина Мину Васильевича.
До революции имущество… следующее середняк… и сенокоса 8,60 дес. Коней 2 коров 2. Хата с пятистен (сарай) …гумна ½. После революции… 1930 г. социальное положение середняк земли 5,13 дес. сеноясащим 3 д. Хата пятистен (сарай) гумна ½ молотилки ½ веялки ½ коров 3 коней 2. Налога в 1929/30 году платил 25 р. 52 к. в 1930/31 28 р. 84 к.
Удостоверяется
Председатель с/с (подпись)
Секретарь Барсуков (подпись)
Следующий документ – протокол допроса свидетеля. Здесь также полностью сохранена орфография. Те места в документе, которые трудно читаются или вообще не поддаются прочтению, отмечены многоточием.
Протокол допроса свидетеля
(?)… года Мая 15 дня в гор. Ветка
Уполн. Гомельского Окружного Отдела Г. П. У. Бел.
Смоляков Г.
…лением 163-166 и 168 ст. ст. Угол.-Проц. Код. допрашивал в качестве свидетеля
нижепоименованного, который показал:
1. Фамилия, имя, отчество Левшунов Иван Федорович
2. Возраст 1903 г.
3. Социальное положение, род занятий и место службы
кр-н колхозник
4. Местожительство д. Хальч Ветковского р-на
5. Образование низшее
6. Партийность б/п
7. Отношение к обвиняемому чужой
Я обязуюсь при допросе меня по сему делу в качестве свидетеля показывать…
(?)… об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний
предупрежден.
По существу дела показваю, что Коро-
бушко Мина является пресвитером Сивен-
ской общины и еженедельно расхаживат по
другим деревням и даже районам. Он уходит
в другие деревни и бывает там по несколько…
(дней?)…, я сам лично видел, как он по субботам
взявши евангелию под мышку уходит
в другие деревни. Осенью прошлого года, когда на
призидиуме с/с мы поставили вопрос об индиви-
дуальном обложении Коробушко М. и пытались
через некоторых лиц узнать получает ли Коробушко
М плату за пресвитерство то Варушко
(С?)…авва сказал, что он платы не получает.
«Полеспечать», Гомель. Зак. № 1222-10000 экз.
Но когда делили у себя в общине сапоги,
какие-то вещи то них, говорит, не дали, а… (взял?)
себе Коробушко М., говоря, что он много ходит
по району и ему нужны сапоги. Взяли с…(апоги?)
другие более зажиточные, а бедняки не по…(лучили?)
Откуда они брали эти сапоги, я н…(не знаю?)
К коллективизации Коробушко М. от…(носится?)
явно враждебно. В частных беседах рас…(простра-)
няет такие слухи, что в колхозы идти… (нельзя?)
т.к. там с голоду пропадут все.
Открыто Коробушко нигде не выступ…(ает)
но скрыто ведет усиленную работу по ср…(ыву)
колхозного строительства. Как результат
этой сектантской деятельности является…(то,)
что прилива в наш колхоз нет.
Коробушко М. и Сильченко Владим…(ир)
когда из Сивенки приезжал тоже какой то
проповедник, ходили по д. Хальч у пос. Победа
пос. Станки и заказывали под окнами н…
собрание всем гр-нам без исключения, но
это было бы общее собрание гр-н. Такие
Собрания часто бывали на пос. Станки у…(?)
…нина Владимира и Коробушко Мины.
В этом году уже такой работы за ними
не замечается.
Записано с моих слов верно
мне прочитано. Левшунов. И. (подпись)
Допрос уполном Смо.. (подпись)
Следующий – постановление о предъявлении обвинения. Орфография сохранена.
Постановление
(о предъявлении обвинения).
1931 г. Июня 15 дня. Я, Уполномоченный СПО Гмоперсектора ПП ОГПУ БССР – СМОЛЯКОВ, рассмотрев материал по обвинению пресвитера и руководящего Сивенской общины евангелистов Ветковского р-на КОРОБУШКО Мины Васильевича, дьякона Сивенской общины КЛИМОВА Ивана Кононовича, руководящего Светиловичской группой евангелистов Сивенской общины АФАНАСЕНКО Тита Парфеновича, руководящего Б. Кошелевской группы СЛЕПЧАНКОВА Тимофея Григорьевича, пресвитера Городецкой общины евангелистов Рогачевского р-на ЧУМАКОВА Максима Михайловича и активных сектантов д. Купреевки Ветковского р-на б. торговцев, КУЗЬКИНА Семена Устиновича, ИВАХОВА Федороа Киреева и с. Кошелево – КОВАЛЕВА Михаила – НАШЕЛ:
КОРОБУШКО Мина Васильевич, ЧУМАКОВ Максим Михайлович, АФАНАСЕНКО Тит Парфенович вместе с руководящими Пытьковской и Руденецкой общины евангельских христиан МИХАЛЕВИЧЕМ Никодимом, МИХАЛЕВИЧЕМ Яковым, МАКАРЕНКО Федосом и вышеуказанными активными сектантами будучи по своей социальной природе враждебно настроенными по отношению к Советской власти и не соглашаясь с мероприятиями Соввласти в вопросе проведения социалистического переустройства сельского х-ва – коллективизации, не соглашаясь с мероприятиями Соввласти об укреплении обороноспособности страны и несения военной службы, 9 ноября 1930 г. при непосредственном участии бродячего проповедника евангелистов Пытьковской общины ВАСИЛЕВСКОГО Николая Стефановича, который по существу являлся секретным агентом вышеуказанных общин, в доме МИХАЛЕВИЧА Никодима в д. Пытькове Уваровичского р-на организовали нелегальное совещание пресвитеров и руководящих следующих евангельских общин: Пытьковской общины Уваровичского р-на, Сивенской общины Ветковского р-на, Б. Кошелевской общины – Б. Кошелевского р-на, Городецкой общины – Рогачевского р-на, Рассошенской общины Кормянского р-на, Руденецкой обнины – Уваровичского р. и Новолешанской общины Быховского р-на. На этом совещании КОРОБУШКО Миной Васильевичем, КОВАЛЕВЫМ Никифором – председателем совета Пытьковской общины, АФАНАСЕНКО Титом Парфеновичем с участием ЧУМАКОВА Максима от Городецкой общины, САПЕГО Гордея – Рассашанской общины, ВАСИЛЕВСКОГО Николая – бродячего проповедника Пытьковской общины, и другими р. сект был поставлен вопрос о проведении коллективизации Советской властью и обсуждение тех мероприятий, которые они, евангелисты, должны противопоставить со своей стороны. На этом же Совещании под руководством Коробушко Мины и Ковалева Никифора специально обсуждались вопросы о том, как в дальнейшем вести сектантскую и а/с пропаганду евангельскими общинам.
На совещании было вынесено постановление о том, чтобы в целях объединения деятельности евангельских общин с Белорусским Отделом евангельских христиан послать в г. Минск своих представителей, которые должны конкретно договориться с председателем отдела ЧЕЧНЕВЫМ, что и было сделано.
По поручению организаторов нелегального совещания КОРОБУШКО Мины Васильевича и АФАНАСЕНКО Тита руководящие общин и групп евангельских христиан у себя на местах вели усиленную а/с агитацию направленную к срыву коллективизации, агитировали об отказе от несения военной службы в красной армии, т.к. это противоречит, как они говорят, слову божию. Производили по общинам организованный сбор средств в помощь высланным за к. р. деятельность руководящим евангельских общин.
В частности, КОРОБУШКО Мина Васильевич в д. Хальче агитировал о том, что в колхозы итти нельзя и надо немного повременить, оружие в руки брать нельзя, т.к. врагов у нас нет и необходимо рабочим и крестьянам подчиняться всякой власти, какая бы она не была, буржуазная или пролетарская, так как всякая власть от бога. Являясь инициатором нелегального совещания руководящих евангельских общин и оказывал активное содействие ВАСИЛЕВСКОМУ Николаю в сборе средств для высланных сектантов за к/р деятельность. КОРОБУШКО Мина вместе с КЛИМОВЫМ Иваном агитировали за создание своего сектантского колхоза.
КЛИМОВ Иван Кононович дьякон Сивенской общины евангелистов проживал в д. Купреевке, организовал отсталую часть бедноты и сектантов, среди которых вел агитацию о том, что коллективизация для кр-н будет являться тем же пригоном, что и крепостное право, в результате чего в д. Купреевке вплоть до июня м-ца -31 г., т. е. до его ареста колхоза не было. Среди молодежи агитировал о том, что в красную армию итти нельзя потому что там учат стрелять и убивать людей, а врагов у нас нет, поэтому и в армию идти – говорит – не нужно. Полученное письмо из г. Минска, в котором разъяснялось сущность коллективизации и что сектанты должны итти в колхозы, КЛИМОВ Иван вместе с КОРОБУШКО Миной старались скрыть от всех сектантов и только по требованию некоторых более лойяльных сектантов письмо было зачитано, но разъяснений никаких по этому письму не давали.
ЕЗЕРСКИЙ Иван Григорьевич – руководящий Светиловичской группы Сиверской общины ев. хр. вел агитацию о невступлении в колхозы и призывал крестьян временно от колхозов воздержаться, т.к. скоро будет перемена. От военной службы с оружием в руках отказываться, среди учеников семилетки вел агитацию о том, что необходимо заниматься изучением учения Христова, поручал ученику семилетки СЫСОЕВУ, который у него находился на квартире писать сектантские лозунги и проч.
АФАНАСЕНКО Тит Парфенович будучи пресвитером Кошелевской общины вступил в колхоз с целью внутреннего разложения такового, от обобществления имущества отказался, целый м-ц находился в отсутствии без ведома правления колхоза. Весной -31 г. убил колхозную жеребую лошадь, часть своего имущества разбазарил. Вел нелегальную агитацию о том, что колхозы, организуемые коммунистами против воли божия, должны будут развалиться, военной службы не признает.
ИВАХОВ Федот Киреевич – и КУЗЬКИН Семен бывш. торговцы, по поручению КОРОБУШКО Мины вместе с Климовым Иваном в д. Купреевке распространяли всевозможные слухи о вреде коллективизации, наступления конца мира, и об отказе от военной службе. ИВОХОВ Федот, будучи сектантом, скрывал у себя урез, который в мае м-це у него был изъят милицией.
СЛЕПЧЕНКОВ Тимофей Григорьевич –и КОВАЛЕВ Михаил с. Кошелево также вели антиколхозную агитацию, но очень скрыто среди определенной близкой части им лиц. У Ковалева Михаила без разрешения соворганов производились сектантские собрания. СЛЕПЧЕНКО Тимофей имел связь с высланными за к/р деятельность своими братьями и пресвитером Гомельской общины ГЕРАСИМЕНКО, также высланным в концлагер.
ЧУМАКОВ Максим Михайлович – участник нелегального совещания, скрывал кулацкое имущество – кулака МИЩЕНКО Азара от соввласти, которое подлежало продаже для погашения государственных платежей.
САПЕГО Гордей – участник нелегального совещания, являлся делегатом в г. Минск Белорусский отдел евангелистов.
После производства 1-го совещания и поездки в Минск КОРОБУШКО Мины, КОВАЛЕВА Никифора и САПЕГО Гордея на 31 января -31 г. было назначено вторичное нелегальное совещание и ВАСИЛЕВСКОМУ Николаю было поручено оповестить секретно следующих лиц: КОРОБУШКО Мину, МАКАРЕНКО Федоса, САПЕГО Гордея, БОГДАНОВИЧА Аввакума, ЛЯХОВА Федора, ЖУРОВА Никифора, СЛЕПЧЕНКОВА Тимофея, АФАНАСЕНКО Тита, ЧУМАКОВА Максима, ЕЛИСЕЕВА Игната и других от вышеуказанных евангельских общин. При аресте ВАСИЛЕВСКОГО Николая этот список был у него изъят и оповестить всех участников 2-го совещания ВАСИЛЕВСКИЙ за исключением КОРОБУШКО Мины не успел.
Принимая во внимание, что по материалам установлено наличие нелегального антисоветского совещания руководящих лиц евангельских общин и что на этом совещании специально обсуждались вопросы о мероприятиях, которые они, сектанты, должны противопоставить Соввласти по вопросу коллективизации и несения воинской повинности, а также а/с деятельность указанных лиц на местах носила организованный характер, по указанию пресвитера Сивенской общины КОРОБУШКО Мины, бродячего проповедника ВАСИЛЕВСКОГО Николая и других –
ПОСТАНОВИЛИ:
КОРОБУШКО Мину Васильевичу, КЛИМОВУ Ивану Кононовичу, АФАНАСЕНКО Титу Парфеновичу, СЛЕПЧЕНКОВУ Тимофею Григорьевичу, ЧУМАКОВУ Максиму Михайловичу и САПЕГО Гордею Петровичу и ЕЗЕРСКОМУ И. Г. предъявить обвинение в преступлении, предусмотренном ст. 76 и 72 п. «б» УК БССР, т.е. в организации нелегального к/р совещания и организации а/с сектантской группировки.
ИВАХОВУ Федоту Киреевичу, КУЗЬКИНУ Семену Устиновичу и КЛИМОВУ Михаилу предъявить обвинение в преступлении, предусмотренном ст. 72 п. «б» УК БССР, т.е. в антисоветской агитации.
Копию настоящего постановления послать Гом. Прокурору для сведения.-
Уполномоченный СПО (Смоляков) (подпись)
СОГЛАСЕН: Нач. СПО (Симановский) (подпись)
Утверждаю: Нач. Гомоперсектора
ПП ОГПУ БССР (Прохоренко) (подпись)
Постановление объявлено: (9 подписей)
Следующий документ – постановление о прекращении дела производством и направлении его в судебную тройку для внесудебного рассмотрения.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1931 г. Июня 27 дня. Я, Уполномоченный СПО Гомоперсектора ПП ОГПУ БССР – СМОЛЯКОВ, рассмотрев следственное дело № … по обвинению гр-н дер. Хальч КОРОБУШКО Мины Васильевича, дер. Купреевки – КЛИМОВА Ивана Кононовича, ИВАХОВА Федота Киреева – Ветковского р-на, дер. Пытьковки Уваровичского р-на ДАНИЛОВА Даниила Даниловича (?), ДЕГТЯРЕВА Никифора Васильевича, МИХАЛЕВИЧА Никодима Николаевича, дер. Кокринь Чечерского р-на ВАСИЛЕВСКОГО Николая Степановича, дер. Моисеевки Рогачевского р-на ЧУМАКОВА Максима Михайловича и дер. Рудни-Кошелевской Б. Кошелевского р-на АФАНАСЕНКО Тита Парфеновича по ст. 76 и 72 п. «б» УК БССР – НАШЕЛ:
КОРОБУШКО Мина Васильевич, МИХАЛЕВИЧ Никодим Николаевич, ДЕГТЯРЕВ Никифор Васильевич, КЛИМОВ Иван Кононович, ВАСИЛЕВСКИЙ Николай Степанович, ДАНИЛОВ Даниил Данилович, ИВАХОВ Федот Киреевич и ЧУМАКОВ Максим Михайлович, являясь пресвитерами руководящих евангельских общин вышеуказанных районов, будучи по своей социальной природе враждебно настроенными к Соввласти, под прикрытием своих религиозных убеждений на местах вели усиленную к/р агитацию, направленную к срыву мероприятий партии и Соввласти по социалистическому переустройству деревни. ДЕГТЯРЕВ Никифор Васильевич бывш. торговец, кулак, Коробушко Мина Васильевич зажиточный середняк, Михалевский Никодим Николаевич, сын торговца, индивидуально обложенный, Данилов Даниил Данилович – бывш. стражник, Афанасенко Тит, бывш. кулак, не соглашаясь с мероприятиями партии и Соввласти в вопросах коллективизации деревни, укрепления обороноспособности страны и ликвидации кулачества как класса, вели агитацию о том, что коллективизация является делом, исходящим от антихриста и противоречащим законам божиим, а поэтому вступать в колхозы нельзя. Итти в красную армию и служить с оружием в руках также нельзя, так как в евангелии сказано «не убивать друг друга,» кроме этого «у нас говорят евангелистов врагов нет, а власть какая бы то ни была буржуазная или пролетарская является властью от бога, а поэтому воевать мы ни в коем случае не должны, хотя бы даже была интервенция буржуазных государств в целях реставрации капитализма в советском союзе.
Для согласования вопросов антисоветской агитации и своей сектантской пропаганды указанная группа лиц при непосредственном содействии бродячего проповедника Василевского Николая Стефановича сгруппировалась в а/с группировку и через Василевского всем лицам давались необходимые указания об а/с сектантской деятельности. Периодически под руководством Коробушко Мины, Михалевича Никодима, Ковалева Никифора (умер в ИТД) собирали совещания указанных лиц в дер. Пытьковке Уваровичского р-на, в Б. Кошелевском р-не и других районах для объединения всей своей сектантской и а/с деячтельности.
9 ноября 1930 года через ВАСИЛЕВСКОГО Николая Степановича в д. Пытьковке у МИХАЛЕВИЧА Якова Николаевича было созвано нелегальное к/р совещание следующих лиц: МИХАЛЕВИЧА Никодима Николаевича, ДАНИЛОВА Даниила Даниловича, ДЕГТЯРЕВА Никифора Васильевича, МАКАРЕНКО Федоса Дмитриевича от Пытьковской и Руденецкой общин евангельских христиан, КОРОБУШКО Мины Васильевича от Сивенской общины, АФАНАСЕНКО Тита Парфеновича от Б. Кошелевской общины, ЧУМАКОВА Максима Михайловича от Городецкой общины, САПЕГО Гордея Петровича от Рассошенской общины Кормянского р-на, ЖУРОВА Никифора от Новолешенской общины, Быховского р на и ГЛУШАКОВА Радиона Ивановича от Минусинской общины. На указанном совещании под руководством Коробушко Мины Васильевича и Ковалева Никифора обсуждались вопросы о том, какие мероприятия они, сектанты, должны противопоставить проведению в деревне коллективизации, а также обсуждались вопросы о дальнейшей деятельности сектантства евангельских общин.
На совещании было постановлено, чтобы от евангельских общин послать по одному делегату в г. Минск к председателю Белорусского мероприятия, которые они должны противопоставить проводимой в дер. коллективизации. Для согласования этого вопроса с Белорусским краевым отделом евангелистов на совещании было решено послать делегатов, каковым и поехали в г. Минск КОРОБУШКО Мина Васильевич, САПЕГО Гордей и КОВАЛЕВ Никифор, но благодаря тому, что в Минске председателя краевого отдела они не застали, их вопросы остались невырешенными. После этого, Михалевичем Никодимом через Василевского Николая было созвано второе нелегальное совещание на 18 января 1931 г. Но так как Василевский был оперирован и все документы у него были изъяты, а поэтому совещание не состоялось, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 76 и 72 УК БССР.
Принимая во внимание, что свидетельскими показаниями виновность вышеуказанных лиц в к/р деятельности, а также наличие к/р нелегального совещания и а/с группировки установлено, а посему –
ПОСТАНОВИЛ:
Настоящее дело по обвинению ДАНИЛОВА Даниила, ДЕГТЯРЕВА Никифора, МИХАЛЕВА Никодима, ВАСИЛЕВСКОГО Николая, КОРОБУШКО Мины, КЛИМОВА Ивана, АФАНАСЕНКО Тита, ЧУМАКОВА Максима и ИВАХОВА Федота производством закончить и послать в ПП ОГПУ БССР в Судебную Тройку для внесудебного рассмотрения.
Меру наказания в отношении арестованных оставить прежней, перечислив их за СПО ПП ОГПУ, БССР.
В отношении САПЕГО Гордея, как участника нелегального к/р совещания материал переслать Райуполномоченному по Кормянскому р-ну.
Копию настоящего постановления послать Гом. Прокурору для санкции.
Уполномоченный СПО (Смоляков) (подпись)
«Согласен»: Нач. СПО (Симановский) (подпись)
«Утверждаю»: Нач. Гомоперсектора ПП ОГПУ БССР (Прохоренко) (подпись)
Справка: Обвиняемые по делу содержатся под стражей при Гом. ИТД и сего числа перечисляются за СПО ПП ОГПУ БССР.
Вещдоказательства, имеющие отношение к делу, находятся при деле.
Уполномоченный СПО (Смоляков)
С обвинительным заключением и направлением дела в тройку согласен.
29/VI-31 Пам. Пракурора Рэспублiкi па Д.П.У. (подпись)
Последний документ – это справка из прокуратуры Гомельской области о реабилитации Коробушкина (Коробушко) Мины Васильевича. В ней есть сведения о том, что судил его «внесудебный орган», а произошло это событие (суд тройки) 4 июля 1931 года.
Из рассказов родителей известно, что Мина Васильевич отсидел установленный ему срок (3 года) и вышел на свободу приблизительно в 1933 или 1934 году. А в 1937 году снова был арестован. В третий раз за 20 лет существования Советской власти! Исполнилось ему тогда 65 лет. Арестовывали его на этот раз органы НКВД. После ареста был, видимо, какой-то скорый суд. А, может, и не было? За что на этот раз был арестован и осужден – неизвестно. Во время этапа не то к месту отбывания наказания, не то к месту ссылки, он умер в поезде. Когда точно, где, на какой станции, где похоронен – тоже неизвестно.
К 1937 году на гомельщине были закрыты все церкви евангельских христиан.
На сайте «Крыница жыцця» в прошлом, лет 7 тому, были сведения об этих событиях, а также упоминание о том, что Мина Васильевич умер.
Ссылка на сайт:
https://krinica.org/
В частности, на упомянутом сайте говорилось, что «…молитвенный дом Гомельской церкви также был закрыт в 1933 году, а многие братья из Гомеля и окрестных сел арестованы и сосланы. Восстановить имена всех, кто пострадал за имя Божие, сейчас тяжело. Но Господь знает их всех. А в памяти верующих остались следующие братья: Пастухов Григорий Харитонович, Шелюта Иван Александрович, Тулупов Илья Григорьевич, Шамраев Григорий были расстреляны за проповедь Евангелия; Коробушкин Мина Васильевич умер по дороге в ссылку…».
И ещё.
Коля Большой из Хальча (Коробушкин Николай Герасимович, внук Мины Васильевича) говорил, что раскулачили деда Мину за железную крышу. В его доме в Хальче крыша была покрыта железом, самая первая, вот людям и завидно было.
А также следует добавить письмо правнука Мины Васильевича, – Коробушкина Владимира Ивановича, оно касается его прадеда.
Теперь все по порядку. Что касается прадеда, Мины Васильевича. Для Вас, конечно, не секрет, что он был баптистом (Шкунтом, как их называли в Хальче, отчего за частью Коробушкиных закрепилась это прозвище – «Шкунты»), хотя учитывая близость Хальча к Ветке (центра расселения после реформации старообрядцев на окраины России) я поначалу думал старообрядцем. Но все-таки баптистом. Краткое упоминание о нем можно найти в Интернете на сайте Гомельских евангелистов. Там сказано, что за свои убеждения он был репрессирован и сослан, где умер по дороге в ссылку. Я даже вступил в переписку с настоятелем этой церкви, надеясь, что у них сохранились хоть какие-то документы, но их не оказалось, а информацию о прадеде они узнали от старых прихожан, которые сохранили таким образом память о нем.
Еще меня немного смутила одна вещь. В книге памяти Ветковского района, д. Хальч, я нашёл запись о прадеде, так вот фамилия там почему-то не Коробушкин, а Коробушка? Вот дословная запись:
КАРОБУШКА Мiна Васильевiч, н.у. 1872, Аднаасобнiк. Меу траiх дзяцей. Арыштаваны 19.05.1931. Асуджаны 04.07.1931 на тры гады зняволяння у канцлагеры. Реабiлiтаваны 02.11.1989.
Я думаю, белорусский Вы поняли. Кроме фамилии - ещё одна нестыковка - количество детей. Вопросы...
Есть там запись еще об одном Коробушкине - Ефиме Борисовиче 1908 г.р. кто такой, к сожалению, не знаю.
Вот практически все, помню только бабка моя (жена деда Герасима) рассказывала о Коробушкиных всегда положительно. Что семья была у них большая, положительная и работящая. Как она выражалась, работали своим мозолем, все дети трудились и жили достаточно зажиточно. Дед работал дорожным мастером, был скромным, хорошим человеком. Ушёл на войну и пропал в 44-ом без вести на территории Польши (не проверено).
Пока все. Всё, что ещё знаю напишу позже.
До свидания, Владимир.